Шрифт:
Цвет:
Графика:

Кинематограф в лицах

Опубликовано: 24.02.2022 / Просмотров: 329
Любителям кино сегодняшнего героя нашей рубрики кинематограф в лицах представлять не нужно. Кто не знает - культовые фильмы Алексея Балабанова («Брат», «Брат-2», «Про уродов и людей») снимал именно он, оператор Сергей Астахов.

Сергей Астахов родился в селе Селищи Мордовской АССР. Его отец был киномехаником, и Сергей три года после окончания школы показывал фильмы в родном селе. Затем он смог поступить во ВГИК. После вуза он устроился оператором на студию «Ленфильм». Его профессиональная карьера началась в 1980-х. 
Работы Астахова этого периода, как, впрочем, и последующие, сильно различаются по стилистике: есть среди них и камерные драмы, где центральную роль играет портретная съемка (например, фильмы Микаэляна), и остросюжетные масштабные постановки, требующие множества инженерных решений (картины Светозарова), и лубочный примитивизм (Боброва), и эксперименты с цветом («Духов день»), и черно-белое кино с гиперреалистичным освещением («Счастливые дни»), и изящная работа по стилизации («Два капитана 2», реж. Сергей Дебижев, 1992). Но уровень профессионализма Астахова неизменно высок, что позволяет известному киноведу Якову Бутовскому говорить о его «виртуозном универсализме». Визуальное разнообразие и умение решать нетривиальные технические задачи и дальше будут отличать Сергея Астахова.

В 1992 году уходит с «Ленфильма» и становится независимым кинооператором. Параллельно с игровым кино снимает много документального, в том числе и с иностранными режиссерами и телеканалами (BBC, National Geographic) — всего в его фильмографии около пятидесяти документальных картин. Изредка снимает музыкальные клипы и рекламу, в частности вместе с Сергеем Дебижевым. Однако центральным режиссером в его творческой биографии становится Алексей Балабанов.

Одна из последних на данный момент работ Сергея Астахова — масштабная историческая драма об устранении последствий космической аварии «Салют 7» режиссера Клима Шипенко, где Астахов не только оператор (совместно с Иваном Бурлаковым), но и разработчик системы имитации невесомости. 

Его ленты редко остаются без внимания — на счету мэтра «Ника», «Золотой овен», госпремия России. Но главное достижение, истинное признание, по мнению Сергея Астахова, в том, что сегодня молодежь смотрит снятые им фильмы с тем же интересом, как и зрители девяностых-нулевых годов. Сам оператор, как и полагается, всегда остается за кадром. Правда, один раз он все же появился на экране на последних минутах фильма «Брат» в роли дальнобойщика, который подвозит главного героя картины Данилу Багрова в Москву.